top of page

Путешествие в Шамокшу, август 2017г.

В 2017 году мы не ездили за границу. Вместо этого отправились в путешествии по России в вепсские земли, что на востоке Лен. области и в юго-западном прионежье.

Я несколько раз обращал внимание на этот район, разглядывая карты. Привлекало обилие леса и озер, отсутствие больших городов, да и вообще населенных пунктов там не много. Одновременно, эти места близко от Петербурга, добраться можно за пол дня. Но всего сразу не успеть, и я в основном ездил на Карельский перешеек или в Карелию. Но в 2017 году время пришло, и мы посетили эти края.

C начала я попробовал проехать туда весной, 2-3 мая. Моей целью было озеро Большое 60.072978, 34.213587. Но в лесу на удивление оказалось очень много снега, хотя по дороге из города до самого поворота в лес с трассы 41А-009 (Тихвин-а/д «Кола») все растаяло. Когда я проехал по лесу километров двадцать то уперся в участок дороги, который был полностью в глубоком снегу. Дальше на машине не проехать, а до первых лесных озер оставалось еще километров восемь. Я немного погулял вокруг машины. И решил вернуться домой. К тому же вокруг была совсем свежая вырубка и ночевать там не хотелось.

Но эти места, как далекая недостижимая пока цель, стали манить меня сильнее прежнего. И в конце августа, когда у меня было свободное время от мероприятий «ЕДЕМ в ЛЕС» и от работы в городе, мы с Александрой решили поехать туда в большое летнее автопутешествие. Не жить все время в юрте или типии на одной стоянке, но побывать сразу во многих местах, останавливаясь на несколько дней там, где нам понравится. Готовясь к поездке, я узнал, что эти края являются официальным «Медвежьим углом»  Ленинградской области. Здесь находится природный парк «Вепсский лес». Туда в конечном итоге мы и хотели попасть.

С начала мы поехали точно так же, как и я один той весной. Из Петербурга по трассе Кола до поворота на Тихвин у реки Волхов. Потом, заехав на заправку в Тихвине, мы свернули на трассу 41А-009, ведущую к Лодейному полю. Начиная с поворота на Тихвин дорога стала очень интересной. Состояние асфальта хорошее, машин мало. Вокруг красивые лесные и сельские пейзажи со старыми русскими деревнями, большинство из которых стало летними дачными поселками, при этом так и не утратив деревенский дух. Дорога долго идет вдоль реки Сясь, на берег которой можно сходить прогуляться при желании.

В полной мере отдаленность района стала чувствоваться только после того, как мы проехали по шоссе 41А-009 поворот на Шугозеро. Асфальт кончился. Дорога превратилась в обычную русскую грунтовку с кучей колдобин, ям, камней, и скоростью не больше 60 км. в час. Доехав до поселка Еремина гора, мы свернули направо и по лесной дороге поехали к Большому озеру. Надо сказать, что лес в тех местах рубят очень сильно. И основная лесовозная дорога, по которой мы ехали, в очень хорошем состоянии. Практически не хуже трассы, когда та уже превратилась в грунтовку. Зато по сторонам сплошные следы эксплуатации природы человеком. Все вырублено. И так на протяжении километров 20.

В первый день мы не проехали дальше полей вокруг Романозеро 60.063578, 34.093424. К тому времени мы уже около 10 км. двигались по ужасной дороге с постоянным риском завязнуть. Выехав на поля, мы остановились перед особенно большой и подозрительной лужей с болотистыми берегами. Решив не искушать больше удачу, мы поставили машину с боку от дороги и пошли пешком к озеру, благо до него оставалось уже метров 500. Походив по окрестностям около часа, мы поняли, что дальше дорога делается совсем опасной, а мы наконец доехали до красивых мест, и здесь можно сделать первую стоянку на несколько дней.

Наконец мы доехали до места, где я вынужден был остановиться весной из-за снега. Тут было последняя активная вырубка, там, где дорога подходит к Логозеру. Снега конечно дальше уже не было, но хорошая дорога резко кончилась. Лесорубы пока не ездят дальше, и дорога находится в первозданном состоянии. Машина у меня полноприводная и резину я специально поставил внедорожную. Но мне, честно говорю, много раз было страшно застрять, или стукнуть машину о камни. Вообще, в ту поездку мы хорошо наездились по грязи и вдоволь насладились внедорожным вождением. Когда впереди была совсем непролазная грязь, мы останавливались и поворачивали обратно. Но в целом, ни разу не застряли, чему конечно я и Александра были очень рады. Только один раз на мокром глинистом подъеме все колеса стали прокручиваться и мы никак не могли его взять, сползая обратно в большую лужу внизу. В этом месте я решил, наконец, опробовать функцию блокировки заднего дифференциала, которой до этого за 3 года ни разу не пользовался. Но как он работает, я не понял. После подключения колеса также прокручивались, и мы скользила вниз. Помогли палки и сосновые ветки, которые мы накидали в колею. Машина, наконец, с трудом взяла подъем, и мы поехали дальше.

В конечном итоге мы прожили на краю бывшего деревенского поля 4 ночи, каждый день путешествуя по окрестностям к разным озерам. Зачастую ходили прямо через лес по навигатору. Места там действительно дикие. При этом видно, что раньше они были населенные, но маленькие деревеньки уже несколько десятилетий как брошены людьми. Остались зарастающие поля с высоченной травой по самые глаза и лесные дороги, почти не пригодные для автотранспорта. А так вокруг лес, лес и  лес. В основном елка и осина. Россыпь небольших лесных озер с болотистыми берегами, на которых изобилие клюквы. При этом можно подойти к самому краю и нырнуть в темную прогревшуюся воду. Все лесные ручьи и речки перегорожены бобрами. Деревья вокруг основательно погрызены.  И туча слепней. Наверное, мы попали во время их активности. Но чувствуется, что насекомые будут с радостью грызть всех, кто приедет в Шамокшу.

На этой стоянке, под впечатлением диких вепсских лесов, у нас с Александрой родилась легенда про страну Шамокша. Вокруг было множество сходных между собой географических названий – Шокша, Шокуста, Шамушка, Шапша. И мы решили, что где-то здесь есть волшебная земля местных – Шамокша (почти Шамбала), где живут два брата Шамокша и про них можно снять фильм, в стиле вестерн, только действие будет происходить на территории заброшенного колхоза и Пашского мясокомбината.

До озера Большое мы все же доехали, вернувшись обратно на трассу и поехав с другого конца через местный районный центр Шугозеро, а потом снова по лесовозным дорогам. Там на самом берегу прожили еще 3 дня. Один из которых почти полностью провели на лодке, отдыхая от засилья комаров и слепней в лесу. Озеро действительно не маленькое. Там мы встретили местного рыбака, который жил в самодельной избушке. Он нам и рассказал, что в 70-х годах была программа укрупнения колхозов и во время нее жители из всех маленьких местных деревушек переехали в большие поселки.

Собственно до территории природного парка «Вепсский лес» мы так и не доехали, но лесными впечатлениями наполнились до самых краев. Вторая часть путешествия должны была пройти вдоль Онежского побережья. Но перед этим мы заехали на один день в Тихвин. Нам очень понравился этот город. Наверное, он почти не пострадал во время войны, и в нем хорошо сохранился дореволюционный провинциальный центр с каменными купеческими домами, гостиным двором, монастырем и множеством старых деревянных домов. Причем, многие современные дома, в том числе торговые центры, например магазины «Пятерочка», строятся тоже из бревна. Не иначе как это политика местных властей. Так что в городе, несомненно, есть своя атмосфера, и это хорошее место, которое можно посетить на выходных.

Отдохнув в Тихвине (спали в гостинице на кровати), мы поехали на Онегу. Выбрали дорогу через Вознесенье. Там очень интересная паромная переправа через Свирь, которая работает раз в час. А на противоположном берегу, уже Карелия и начинается другая земля – Русский север. Не знаю, как и почему, но в деревнях сохранились дома 19, начала 20-го века. Причем не один, а множество. А есть и вовсе архитектурные шедевры – деревянные церкви 17-го и 18-го века. Одну из них реставрировали. Вторая стоит закрытая. К сожалению, Русская православная церковь, похоже, не интересуется этими объектами своей истории, хотя забота и внимание им ой как нужны…

Мы несколько дней ехали вдоль побережья до Петрозаводска. Заезжали почти в каждую маленькую бухточку. Я очень хотел найти место, которое бы подошло для мероприятий «ЕДЕМ в ЛЕС», для семейного лагеря, ретрита или фестиваля. В принципе, там есть хорошие стоянки, где мы с удовольствием и прожили несколько дней, но есть и один большой минус. Почти на всем протяжении от Вознесенья до Петрозаводска рядом с побережьем тянутся большущие карьеры. В них добывают кварцит и другие строительные камни. Не лучшее соседство для летнего лагеря, хотя, не так уж сильно они нам мешали.

Отдельно хочется сказать несколько слов об Онеге. Большущее пресноводное озеро-море. Другого берега не видно. Вода холодная, и чистая, как в Ладоге. Во время нашего путешествия погода стояла хорошая. Не было ни дождей ни ветра. Но другие туристы нам рассказали, что это нам сильно повезло. Они ездят на Онегу уже много лет, ,и такой штиль застали впервые. По их словам, часто волны такие большие, что невозможно выйти на лодке из бухты, чтобы половить рыбу.

Вот и настало время ехать обратно. Через Петрозаводск по трассе Е-105, а потом А-121, до Сортавала и обратно в Петербург. Но мне все равно очень хотелось посмотреть места, где я еще не был. Мы заехали на ночевку в район озера Каскесннаволок 61.590823, 33.338445. Я ожидал увидеть там милые моему сердцу карельские сосновые боры. Но везде была Шамокша – непролазные чащи из сосны и осины, и на каждой речке бобровые плотины, из за чего во многих местах лес затоплен.

Сосны и песчаные почвы появились только в Питкярантском районе, уже недалеко от Ладоги. Там было и место нашей последней ночевки на озере Суйстамонъярви 61.895563, 31.145754. Само по себе озеро красивое, хороший, большой песчаный пляж. Но оно, по-видимому, пользуется популярностью у местных сортавальских отдыхающих, и пляж местами превращен в свалку бытовых отходов. Очень жаль. Был уже конец августа и погода испортилась. Всю вторую половину дня дул сильный ветер, тент периодически срывало, при этом иногда шел сильный дождь. Обедали мы в этот раз, сидя в машине. Легли спать пораньше, чтобы прямо с утра, без завтрака поехать домой.