top of page

В Норвегию июль 2015г.

Первым таким путешествием, со «свободным графиком движения», без заранее забронированных остановок в гостиницах стало автомобильное путешествие по Норвегии в июне 2015г.

В Норвегию хотелось поехать давно. В основном ради природы этой страны, которая очень впечатляла по мелькающим картинкам в интернете и рекламам туристических агентств. И вот наконец появилась возможность и решимость это сделать – поехать в тур. поход по этой стране. Замысел – ехать на своей машине куда глаза глядят. Четкого маршрута не составлять. Останавливаться только в своей палатке. Жить в каждом месте столько, сколько хочется. Ехать только туда, куда нравится.

Сразу было желание сделать путешествие по возможности бюджетным – тратиться только на бензин. Всю еду и прочие необходимые вещи взять с собой. И самому себя обеспечивать во время путешествия. Для этого мы взяли с собой туристическую газовую плитку с баллонами + барбекю, от которого открутили ножки с колесами и оставили только саму чашу. Для костра в барбекю взяли топливные брикеты 7 пачек. С начала мы думали, что дровами из леса в Норвегии вообще топить костры нельзя. Но это оказалось не так. По всей стране достаточно много кострищ прямо на земле + следы использования сушняка под дрова. Так что, когда была возможность, мы всегда топили наш костер обычными сухими дровами, как в России. Единственное отличие, мы не жгли его на земле, но всегда разводили огонь в барбекуюшнице. Вообще это очень удобно, так как не надо готовить места для костра и огонь никуда не расползается. Потом, за счет поддува снизу, огонь в барбекюшнице горит намного живее, чем в обычном костре на земле. И еще это очень экологично – не остается выжженного следа на земле. Брикеты, кстати, нам тоже пригодились. Мы топились ими в высокогорной тундре и на морском побережье, где сухого дерева вообще не было. Топливные брикеты, как топливо для костра, меня тоже очень порадовали. На 3 брикетах можно приготовить полноценный ужин + еще остается для посиделок после еды у огня.

Ночевали мы только в палатке. В основном в диких местах в горах. Местные нас видели и никаких замечаний, или вообще реакции на наш лагерь не было. Конфликт был только один раз, когда мы поставили палатку на соседнем поле рядом с кемпингом в Гудвангене, в котором остановились наши друзья. Через полчаса к нам подошел злой администратор и сказал, чтобы мы либо переезжали в кемпинг, либо убирались, иначе он позвонит в город в полицию. Мотивировал он это тем, что земля, на которой мы встали, тоже принадлежит кемпингу. Но скорее всего он просто почувствовал, что наши палатки подрывают его бизнес. Мы собрались и переставили лагерь на 200-300 метров  на берег реки за деревья. И вопросов больше не возникало. Место, которое мы обнаружили таким образом, оказалось очень удобным и одним из самых красивых за все время путешествия. Хотя, почти все стоянки в Норвегии были в очень красивых местах. Gudvangen Camping есть на картах Гугл и на Booking.com Судя по рекламке, ночь в нем стоит от 6 200 рублей. Мы ночевали совершенно бесплатно + в более красивом месте, чем стоит сам кемпинг – прямо на берегу горной речки под водопадом, а не на автомобильной трассе. Все доп. услуги, включая душ, в кемпингах стоят дополнительных денег, помимо оплаты за ночлег. При этом, этими услугами можно пользоваться и если ты в кемпинге не живешь. Что мы и делали – платили по 10 кр. за жетончик на 5 минут горячего душа. Это было пожалуй самой необходимой помощью от цивилизации, так как погода была часто холодная, и купаться в местных водоемах было практически невозможно. Только быстро окунуться с криком «Банзай!».

Теперь про сам маршрут.

На все картинки в тексте можно нажать, и они станут больше

В паромном центре на ул. Восстания мы купили билет на паром Викинг-лайн по маршруту Хельстнки-Стокгольм и обратно. Купили где-то за 2 месяца до путешествия. 4-х местная каюта и провоз машины в обе стороны нам стоили порядка 17 тыс. рублей. За неделю до путешествия к нам с Александрой присоединился наш друг Владимир. Он просто приехал в Паромный центр с нашим билетом и со своим паспортом и вписался на свободное место в купленной каюте. Никаких доп. денег это не стоило.

За месяц до даты выезда я стал периодически лазить в интернет, чтобы найти места, которые мне хотелось бы посмотреть. Для этого использовал в основном карты Гугл с встроенной в них функцией Panoramio, показывающей фотографии местности, отображаемой на карте. Еще очень интересным и информативным оказался сайт    http://www.visitnorway.com/. Особенно порадовала имеющаяся на сайте подробная карта Норвегии с описанием большого количества достопримечательностей, включая крекинговые маршруты. К сожалению, у нас не было интернета в поездке (покупать ненужную больше чем на 2 недели сим карту за 100 крон, а к ней еще минимальный пакет услуг опять за сотню мы не стали). Если бы интернет был, то с помощью этой карты мы бы могли намного лучше организовать свой отдых. Так как иногда ломали голову, куда ехать теперь и где здесь поблизости места, которые можно было бы посмотреть. В результате этого абсолютно несистемного и ленивого изучения интернета родилось общее впечатление, что хочется поехать в район Согне-Фьорда и сходить там в пару трекингов в разных местах. Один где-нибудь на плато в тундре, а другой в районе самого Фьорда в живописных высоких горах. И потом поехать в Берген. Было много положительных отзывов об этом городе + Сашина тетя там была и говорила, что ей понравилось. Да и вообще неплохо разнообразить дикую природу видом местных городских достопремичательностей. Также у нас был план остановиться в районе Бергена в гостинице, чтобы отдохнуть от жизни в палатке. Но, когда я стал изучать возможные варианты, то был поражен очень высокими местными ценами – от пятнадцати тысяч за двухместный номер на ночь. В результате, как я уже писал, гостиницами мы не пользовались. Буквально за неделю до поездки к нам присоединились друзья. Они собирались ехать на своей машине. У них был составленный маршрут, какое то количество забронированных отелей и кемпингов, несколько ночевок у местных жителей, с которыми они договорились через систему каучерфинга. Они выезжали на день позже нас и мы договорились о встрече в Швеции в городе Эребру у местного замка. В результате во время нашей поездки мы с ними несколько раз пересекались и устраивали совместные пикники и ночевки в лесу.

Ну вот, мы едем. Дорогу до Хельсинки описывать смысла нет. Так как у нас не было навигатора (был в моем телефоне, но за 3 дня пользования он сожрал 20 т.р. в роуминге и я его отключил), была сложность в том, чтобы найти паромный терминал в Хельсинки. Ехали исключительно по указателям на дороге. Нашли почти сами, только в самом конце, в центре города заплутали, и пришлось спрашивать дорогу у местных жителей. Заехали на паром тоже без проблем и на следующий день утром, мы уже в Стокгольме

В Стокгольме

По плану мы должны были провести в Стокгольме целый день и к вечеру поехать в сторону Эребру, чтобы заночевать в окрестностях. Машину поставили на платную автостоянку прямо рядом с выездом с парома. И пошли гулять. С начала в центр города, а потом в музей старой Швеции под открытым небом «Скансен» Несмотря на дождливую погоду, особенно утром, Стокгольм очень понравился. И музей тоже очень интересный. В каждом доме сидят люди в национальных костюмах соответствующей эпохи и занимаются тем, что делали жители этого дома. Готовят еду на очаге, пишут письма, торгуют в магазине, или пекут хлеб в булочной. С ними можно поговорить и они подробно расскажут обо всем, что есть в доме и чем занимались его обитатели.

В шесть вечера мы, наевшись китайской кухни на шведском столе в ресторане, поехали из города. Должны были выехать на трассу Е18, по которой и ехать до Норвегии. Опять, без навигатора, пользуясь только дорожными указателями и бесплатной туристической картой центра Стокгольма, мы без проблем выехали из города.

Дорога к Эребру

К вечеру, кода уже стало темнеть, мы свернули с трассы и заночевали в районе Эребру. Нашли лесовозную дорогу и остановились на ночлег на поляне. Ночью было много мошкары и комаров, но за то утром нас ждал солнечный день, купание в местном озере (самая теплая вода за всю поездку) и короткий путь до Эребру.

В Эребру и дорога к границе с Норвегией.

В Эребру мы уже не стали ставить машину на платную стоянку, но нашли место подальше от центра. Пешком минут пятнадцать. Потом гуляли по городу несколько часов в ожидании приезда наших друзей. Эребру оказался очень интересным спокойным  крупным провинциальным шведским городом. Летом там проходила выставка современной городской скульптуры под названием открытое искусство. Фотографии некоторых из них вы можете увидеть

Потом уже на 2-х машинах мы поехали по Е18 до пересечения с 61 дорогой на Арвику, свернули на нее и стали искать ночевку в лесу рядом с озером. С этим возникли проблемы, так как все подъезды к озерам оказались заняты дачами. Для Швеции это вообще нормальная ситуация. Остановится просто в лесу наши друзья не захотели, и в результате мы встали прямо на дороге, ведущей от трассы к домикам не берегу. Был будний день, и в них не было хозяев.

Первый день в Норвегии

На следующее утро мы поехали в Норвегию, каждый своим маршрутом. Наши друзья в Лиллехаммер (хотели посмотреть город, в котором снимается их любимый одноименный сериал), а мы в горы.

Первая часть пути была очень тяжелой. По сравнению со Швецией, в Норвегии очень узкие дороги, достаточно плотное движение, особенно рядом со столицей, и очень жесткие ограничения по скорости. Не больше 80-ти, а очень часто 60 и 40 км/ч. По этому, передвигаться по стране на машине на большие расстояния тяжеловато. Из района Осло мы выехали только после обеда. С начала по 4-ой дороге, а потом свернули на 16, а потом на 51 и 52 дорогу. Мне удалось уговорить Владимира, который ехал с нами, пойти в трекинг по местному высокогорью, фотографии которого меня так привлекли в Panoramio.  Ехали весь день до самого позднего вечера. В горах оказались только с заходом солнца.

Когда поднялись на приличную высоту (около 1000 м.) началась тундра. Одновременно с ней совершенно простая сельская Норвегия, без лоска современной цивилизации. Старые фермы и пастбища. Вокруг все чаше появлялись места, где уже хотелось остановится, но я все ехал дальше, стремясь добраться до мест, которые видел на карте. Под самый вечер мы приехали в Hemsedal. Этот городок оказался большим горнолыжным курортом. С очень живописными горами вокруг. Сезон катания на лыжах уже кончился, а сезон летнего трекинга еще не наступил, так что людей в городе почти не было. Мы посмотрели стенд с местными туристическими тропами и стали забираться на машине наверх. К сожалению, из-за своей туристической раскрученности, в районе оказалось очень много домов. Они почти все стояли пустыми, но сильно ограничивали для нас возможность встать лагерем в спокойном уединенном месте. Так что мы поднимались все выше и выше. Асфальтовая дорога уже закончилась, и мы ехали круто вверх по узенькой гравийке. И вот, перед самым выездом на плато мы встали перед шлагбаумом. Дальше проезд платный (25 крон). Автомат банкноты не принимает, только монеты и кредитные карты. Солнце уже зашло. Но светло благодаря белым ночам. Народу никого нет. А у нас нет сил поворачивать назад и искать другое место. На нашу удачу нам встретилась машина, ехавшая в обратном направлении. Они поменяли нам 50 крон мелочью. МЫ стали платить, но оказалось, что автомат не берет монеты по кроне, а только по 10 и 5 крон. Снова препятствие. Я побежал в гостиницу, которую мы видели по дороге. Весь персонал уже ушел. К счастью, я встретил молодых девченок, которые там отдыхали. Они разменяли мне 5 монет по кроне на одну. Мы заплатили за проезд и оказались внутри.

А там – зима. Ощущение – будто ты на северном полюсе. Никакой растительности кроме мха и низкорослого кустарника. Внизу лето, а здесь везде лежит снег + уже явно минусовая температура. На карте большое озеро, а здесь замерзшее белое ледяное поле. При всем при этом, было очень красиво. Если бы не резко ухудшившаяся погода ночью. Пошел снег и дождь, мы бы, наверное, остались в этом месте по крайней мере на 2 ночи. А так, ближе к обеду следующего дня, мы спустились снова на 52 дорогу и поехали к  Согне-Фьорду. И мы поняли, что приехали в Норвегию рановато, по крайней мере на месяц раньше, чем сняты все эти рекламные фотографии про страну. Июнь в горах Норвегии соответсвует марту в Лен. Области. Снег сошел только местами. Еще очень холодно и деревья, где они есть стоят совершенно без листьев.

Дорога к Согне-Фьорду

Внизу была уже привычная летняя картинка и мы доехали по 52 дороге до ее соединения с 16-ой и там свернули посмотреть на древнюю церковь Ставкирка в Боргунне. Место очень интресное и красивое. Внутрь мы не пошли, поскупившись на билет по 80 крон с человека. Но снаружи церковь очень впечатляет. Особенно порадовали драконы, которые здесь расположены выше крестов.

В целом, мы хотели попасть в район Гудвангена. Где через несколько дней у нас должна была быть встреча с нашими друзьями. Был вариант ехать по 25 километровому туннелю (трасса 16), но мы выбрали национальную туристическую дорогу (на карте FV243), вместо которой этот туннель, собственно говоря, и был прорыт. Мы не пожалели. Дорога очень интересная. Надо только сделать поправку, что мы поехали не в тот сезон. Чуть повыше опять все было в снегу, а потом еще поднялся туман, так что мы долго-долго ехали совершенно одни в белой пелене. Зато такой дороги, фактически вырубленной в сугробе глубиной иногда метра в 4, я нигде больше не видел

Когда мы стали спускаться к фиорду, заканчивающемуся городком Flam, то увидели сосновый лес, так милый нашему взгляду. Мы нераздумывая свернули на лесовозную дорожку и остановились лагерем. В этом месте стояли 3 ночи. Очень красивый лес на крутом склоне горы к фиорду и очень пезажные виды. Особенно повыше, когда мы поднимались на ближайшую гору. (фото). Настоящая Норвегия, как на картинке. Мы были довольны. Позже оказалось, что наша стоянка расположена рядом с крупной смотровой площадкой Stegastein. Она стала нашей базой для получения комфортных бесплатных услуг. В том числе горячая вода для мытья головы.

Берген

У нас оставалось еще 2 дня до приезда друзей в Гудванген и мы отправились в Берген. По дороге мы проехали через 11-ти километровый тоннель между Фламом и Гудвангеном а потом еще множество тоннелей, водопадов и красивых видов. Больше водопадов чем в Норвегии представить себе сложно. Где-то с середины пути мы договорились, что если по дороге нам встречается достопримечательность в виде водопада, то мы не останавливаемся для того чтобы ее посмотреть. Из-за медленного движения по узким Норвежским дорогам приехали в Берген только после обеда. Город очень понравился. Центральная часть с маленькими домиками просто замечательная. Гуляя по ней мы провели несколько часов. По приезду была забавная ситуация с парковкой. Мы заехали на платную многоэтажную парковку рядом с вокзалом. Но оказалось, что парковочный автомат принимает только кредитные карты, которых у нас не было. Мы в ужасе поехали с парковки и к нашему счастью нас выпустили бесплатно. В результате нашли место для машины на небольшой улице рядом с университетом недалеко от центра города. Вывод – для путешествия по Норвегии надо иметь с собой действующую кредитную карту, иначе можно попасть в сложные ситуации, где надо платить и деньги есть, но их некому отдать.

Фото туннеля с развязкой внутри

Вечером мы поехали на океан. Хотели там переночевать и следующим утром поехать обратно в Гудванген. По дороге 555 доехали до города Сотра и потом на берег Океана. Побережье оказалось сильно застроенным, но мы смогли найти кусок без жилья. Оставили машину фактически на дороге, воспользовавшись расширением обочины. Следующее утро было очень приятным. Море и скалы радовали своей живописностью. Море, пусть и холодное, было совсем настоящим – прозрачным, полным морских ракушек, крабов и прочей живности. Погода стояла теплая, и у нас возникло желание остаток путешествия провести на море, так как мы устали от холода в снежных горах

Гудванген

К вечеру следующего дня мы доехали по той же 16-ой дороге обратно до Гудвангена. По пути, уже рядом с местом назначения мы остановились у стенда с туристической картой, и нам понравилась небольшая горня долина Jordaltn. Мы свернули с дороги на грунтовку и поехали в горы. Здесь нам встретился самый необычный из множества норвежских туннелей. Их там не меньше, чем водопадов. Но этот бы совершенно не оборудован, без освещения, самой грубой вырубки и не асфальтированный. При этом длинной не мене 3-х километров. (Вот фото). Но это и не удивительно, так как он вел в тупиковую фермерскую деревушку. В самой долине нам очень понравилось. И мы решили, что после отдыха на фьорде поедим сюда утолять свою страсть по жизни в горах.

Встречу с друзьями в Гудвангене описывать смысла нет. Про конфликт с администрацией кемпинга я уже рассказал, а так мы хорошо посидели за шашлыком из местной баранины. Для свежего мяса был не сезон (сезон в сентябре), но и магазинная охлажденная баранина была очень хороша для барбекю.

На следующий день мы отправились на тропу вдоль фьорда, которую нам посоветовали друзья, гулявшие по ней днем ранее. У местных жителей сразу за Гудвангеном мы нашли человека и лодку, который перевез нас на другой берег фьорда (200 крон) к началу пешеходной тропы. Получилась очень интересная и приятная пешая прогулка по самому берегу фьорда. В конце пути мы даже искупались. Но вода была настолько холодная, что сам процесс окунания я не запомнил. Залез и сразу выскочил.

В горной долине рядом с Гудвангеном

Вечером мы воспользовались услугой платного душа в кемпинге и поехали в выбранную днем ранее долину. Там нас снова ждало суровое норвежское лето. В один момент мы доехали до места на дороге, где был непроходимый завал из снега, и нам пришлось повернуть обратно, чтобы искать другую тропу, поближе к людям и местам которые чистят от снега. Рядом с этим сугробом мы встретили пожилого норвежца, который приехал сюда кататься на лыжах (конец июня!!). От деревни мы нашли отворот в горы и по очень крутой дороге стали подниматься наверх. Наконец остановились прямо рядом с дорогой на понравившемся нам ровном месте.Здесь мы провели 3 ночи. Погода стояла замечательная. Наконец было тепло. На следующий день Владимир один отправился  в горы. А мы провели спокойный день рядом со стоянкой. Владимир вернулся вечером, весь обгоревший, но со словами, что он подумывает о том, чтобы всерьез заняться горным туризмом, так ему понравилось наверху.

Наследующий день была наша очередь идти наверх. Мы подготовились как могли, намазались детским кремом, я закрутил голову чистой тряпкой и отправились в путь.  Вот фотографии. Хорошо, что наст на снегу был твердым, и мы почти не проваливались, иначе не смогли бы уйти далеко, так как там был сплошной снег.

Путешествие в горы

Наша стоянка

Обратно

И вот настало время думать об обратной дороге. Как было решено раньше, мы отправились на море, С начала по 16-ой дороге в сторону Бергена, потом свернули на 13-ую дорогу, а потом на 134 в сторону моря, потом на 39 и в самом конце на 542. Доехали до острова Goddo, где есть маленькие деревушки Katla и Erevik. Там ездили по местным дорожкам и к нашему счастью случайно нашли район, специально предназначенный для пешего туризма, с большим количеством помеченных и подготовленных троп  и указателями с расстояниями от одного пункта до другого. Туристические тропы оказались весьма кстати. Так как растительность в этих местах настолько буйная, а местность, где нет камня и скал, настолько заболоченная, что передвигаться по ней очень и очень сложно. Мы приехали почти ночью и с начала встали где пришлось. Забрались просто подальше от дороги и разбили палатки у озера. Место было очень не удобное – ни клочка ровной земли, так что спали на камнях и кочках. На следующий день пошли гулять и обнаружили хорошую туристическую стоянку, на берегу моря рядом с ельником, одним из немногих мест с высокими деревьями в округе. Стоянка была удобная, но там оказалось куча мошкары, которая изрядно донимала нас вечерами. Фотографий этих мест у нас нет, так как мы оставили фотоаппарат в машине, а она была первый раз далеко от нашего лагеря и мы специально за ним не возвращались.

Назад мы ехали по 134 дороге. Проехали кучу красивых мест, где нам захотелось остановиться, но время уже не было. И высоко в горах и в более низкой, но уже лесной Норвегии поближе к Осло. Ночевали в лесу рядом с трассой, снова съехав на лесовозную дорогу. На следующий день въехали в Швецию. Рядом с границей встретились с нашими друзьями и покатили домой по трассе E18. Ночевали под Эребру, но в другом месте, чем в начале путешествия. К озеру из-за домов опять подъехать не удалось, так что встали прямо в лесу. Но на ближайшем поле, когда пошли гулять, встретили сразу 5 диких оленей и одного большущего кабана. Кабан был далеко от нас, и мы не сразу поняли, что это за большой черный зверь пасется на другой стороне поля у леса. Сбегали за биноклем и разглядели огромного кабана.

На следующий день у нас был паром в 16 часов. Мы выехали в 10 утра и быстро доехали до Стокгольма. Но в самом городе нас ожидала пробка. Плюс первый раз за время путешествия мы заплутали, не смогли по указателям выехать к паромному терминалу. Пришлось открывать тур. карту, искать название района, в котором расположен терминал и потом уже по наитию + использую дорожные указатели с названием районов города ехать на место. В результате приехали только за час до отправления.

На следующий день мы были уже дома. Доехали до Питера из Хельсинки к 15-ти часам.